Рассмотрим бизнес план магазина автозапчастей, работающий в актуальных экономических реалиях. Задача проекта – создание торговой точки по продаже автомобильной продукции в городе Алматы. Точка представляет собой розничный магазин, который будет располагаться в спальном районе с большой текучестью населения. Т.к. по соседству нет никаких подобных предприятий, точка будет пользоваться спросом, что и служит основным фактором конкурентоспособности. Ассортимент достаточно узкий: расходные материалы, детали подвески. Оригинальных товаров нет, но все аналоги имеют лицензию оригинала. Продукция ориентирована на эконом-класс.


Вследствие сложной экономической обстановки и снижения платежеспособности населения спрос на новые автомобили упал, что увеличило средние цифры возраста автопарка. Большинство авто нуждается в регулярном обслуживании и ремонте. Более того, из-за пониженной стоимости большим спросом пользуются неоригинальные детали.

Описание компании и отрасли

Низкая платёжеспособность населения приводит к росту рынка б/у автомобилей и сокращению рынка новых авто. Такая ситуация не может не отражаться на рынке автомобильных запчастей.


Российский рынок запчастей для подержанных машин в 2014-м году вырос на 2% по сравнению с 2013-м годом. Но в последствии рынок сократился на 1%. Рост рынка в 2015-м году также составил 2%, однако снижение объёма выручки из-за девальвации было ещё более сильным и составило уже 3%. Полностью выручка в тот период, по утверждения экспертов, составила около 22 миллиардов долларов. А итоговое сокращение первичного автомобильного рынка в 2015-м году составило 37.5%, в результате чего спрос продолжил плавно переходить к подержанным деталям.


Самыми известными автомобильными запчастями в Казахстане принято считать элементы подвески (что связано со специфическим состоянием дорог), смазочных материалов и резины.


Рынок развивается стремительно, та как владельцы автомобилей предпочитают экономить на сервисе и ремонте. Автолюбители обращаются не к официальному дилеру, а в местный автосервис. Б/у запчасти, которые стоят как минимум в два раза меньше чем новые, также стали популярны. Парадоксально, но именно снижение спроса на дорогостоящую продукцию может обеспечить высокие объёмы продаж, так как б/у и недорогие товары имеют более низкое качество, чаще выходят из строя, следовательно чаще требуют замены, что неизменно ведёт к бесконечному циклу продаж.


По числу изготовителей неоригинальных запасных частей лидерство держит Китай. Около трети всего международного рынка приходится именно на китайское производство. Большая часть из этого – контрабанда и нелицензированные неоригинальные детали. Среди них около трети – контрафакт. Основная часть китайской продукции, это расходные материалы и мелочёвка: тормозные колодки, масляная жидкость, детали подвески, и т.д.


 


Лавирующий курс тенге и другие отрицательные экономические факторы были отмечены стабильным повышением цен на запчасти. Рост некоторых из них составил до 100%. Торговые точки, чтобы хоть как-то уйти в рентабельность, стараются компенсировать данный рост за счет прибыли, однако это не может в полной мере удержать подобный скачок цен.

  1. Оригинальные запчасти оказываются в стране посредством перемещения продукции с европейских складов к официальным дилерам в Казахстане. Подобные логистические модели лучше всего работают в условиях стабильной экономики и исключают спекулятивные моменты и возможность перепродажи;
  2. Второй вариант — это т.н. «Серая» модель: продукция разнообразными обходными путями поставляется потребителю, либо сначала посреднику. При этом основная часть поставок, ввиду большей дешевизны, организуется из Арабских Эмиратов.

Также давно наметился тренд, при котором потребитель всё больше интересуется интернет-магазинами и отдаёт предпочтение онлайн-маркетингу, имеющему ряд преимуществ по сравнению с традиционными розничными магазинами. В том числе это касается и лучшей ценовой доступности, что в сегодняшних экономических реалиях является основным фактором воздействия на клиента.


Ведущие рыночные специалисты прогнозируют продолжение стабильного роста спроса на автозапчасти, в связи с невостребованностью новых автомобилей. Большей популярностью будут пользоваться запасные части для б/у машин – как российских, так и иномарок. Кроме того, большую аудиторию имеют более дешёвые, неоригинальные запчасти.


Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать заключение о том, что бизнес-план имеет высокую релевантность и большие шансы на успех. В плане предполагается реализация торговой точки где будет осуществляться продажа автозапчастей с небольшим ассортиментом и бюджетно-ориентированным ценовым сегментом. В ассортиментную линию входят запчасти, имеющие наибольший спрос на сегодняшнем рынке в конкретном ценовом сегменте.


Магазин планируется разместить в Ауэзовском районе г. Алматы.


Расположить магазин планируется на арендованном участке, на 1-м этаже многоэтажки. Плюсом этого места является наличие входа на эту территорию со стороны главной улицы района, что создаёт высокую проходимость. Преимущества для предприятия создают три фактора:

  • отсутствие «соседей-конкурентов»;
  • лёгкий ассортимент, включающий только самые популярные товары, что обеспечивает быстрый уход в прибыль;
  • наличие прямого, дающего цену на выгодных условиях поставщика в городе.

Описание товаров и услуг

В магазине реализуется наиболее ходовая и пользующаяся спросом автомобильная продукция, произведённая по лицензии и являющаяся полным аналогом своих оригиналов. Несмотря на сравнительно небольшой ассортимент, список товаров содержит не менее нескольких сотен позиций, поэтому для структуризации и более удобного расчёта создаются товарные группы и используется средний чек. Вот список товарных групп:


Товарная группа

ЦР в группе, тенге/ед

1

Колодки тормозные (задние/передние)

5430 тг.

2

Детали подвески (опоры, рычаги, etc)

3830 тг.

3

Детали подвески (комплекты стоек)

18300 тг.

4

Ремень газораспределительного механизма

6500 тг.

5

Автомобильные свечи

1950 тг.

6

Фильтрующие элементы: масляные, воздушные, топливные, etc

1950 тг.

7

Аксессуары

2360 тг.


Цены, как показывает исследование рынка, являются среднерыночными.


 

Продажи и маркетинга

Реализация продукции проводится напрямую, в торговом зале магазина. ЦА – владельцы личных автомобилей, жители Ауэзовского района г. Алматы, в основном это мужчины от 22 до 65 лет, владельцы недорогих российских или иностранных автомобилей, иногда б/у. Большую часть тех. обслуживания и ремонтных работ проводят самостоятельно. Проект близок к данной аудитории за счёт двух базовых элементов:

  1. Высокая востребованность продукции, находящейся в ассортиментной линии.
  2. Территориальная близость к покупателю.

Ценовой аспект здесь не является ничем системообразующим, т.к. не выходят за пределы среднерыночного уровня.


Расположение выбрано не случайно: в проекте местом для создания торговой точки указан многоэтажный жилой дом, где один из входов располагается со стороны чуть ли не главной проходной магистрали район с высочайшим пешеходным и автомобильным трафиком. Такая проходимость создаёт огромного потенциального потребителя. Рядом с магазином присутствует мини-парковка, где посетители, по ходу заглянув за покупками, могут оставить своё транспортное средство.


Торговая точка размещается в помещении на 30м2, где 15м2 это сам торговый зал, а оставшаяся территория — складские помещения. Работа склада оптимизирована, имеет систему маркировки товара, его размещения, внутренних перемещений и складирования, для удобного поиска необходимого товара. Торговое оборудование, в т.ч. контрольно-кассовая техника (ККТ), поставляется местными поставщиками после заключения договора обслуживания контрольно-кассовых машин (ККМ).


Большое внимание уделяется промоушену. На входе установлена яркая рекламная вывеска. На начальном этапе запуска проекта будут вестись рекламные промоакции, активный промоушен с раздачей флаеров и визитных карточек автовладельцам, паркующимся неподалёку от магазина. Помимо этого, реклама распространяется по жилым домам всего Ленинского района, расклеивается в лифтах, оставляется в почтовых ящиках. Для привлечения внимания существует акция: клиент, прибывший в магазин с рекламкой или визткой, получает скидочную карту до 10%, в зависимости от категории товаров.


Также для продвижения активно используются социальные сети: сайты «Вконтакте» и «Одноклассники», через специальные группы, взаимодействующие с аудиторией, создают различный контент:

  • технические сведения о починке и техническом обслуживании автомобиля, советы автолюбителям;
  • интересная информация об автопроизводителях, новости авторынка;
  • развлекательный контент — мемы, шутки, смешные картинки;
  • различные конкурсы и опросы;
  • реклама.

 

Организационный план

Если вы хотите открыть магазин автозапчастей, то ваша организационно-правовая форма — Индивидуальное предпринимательство. Форма налогообложения – упрощенка. Здесь подразумевается самозанятость организатора: он единолично совмещает все управляющие функции, занимается маркетингом и закупками, и даже работает продавцом в магазине.

Проект, находящийся в реализации, можно разбить на 3 стадии: предварительный этап, этап роста и операционный этап.

  1. Предварительный этап — это подготовка здания, заключение контрактов на поставки выбор сменного продавца и т.п. Этап занимает примерно месяц;
  2. На втором этапе проект начинает достигать плановых объёмов продаж, вплоть до достижения рентабельности. Процесс занимает около 10 месяцев;
  3. Нормальная операционная деятельность не зависит от сроков, а от объективных экономических реалий.

Финансовый план

В пятилетнем финансовом плане определяется все статьи доходов-расходов данного бизнес-проекта. Операционные доходы от предприятия в год составляют 50 млн тенге; чистая прибыль с налогами – 8 млн тг.


Капиталовложения, связанные с реализацией проекта, составляют 4 630 млн тенге. Личные средства организатора проекта из них составляют 2 950 млн тенге. Недостающие средства компенсируются открытием кредита.