Как открыть оптику
По статистике, почти каждый седьмой человек страдает заболеваниями глаз, имеет нарушения зрения и нуждается в его коррекции. Поэтому салоны оптики пользуются неизменным спросом, их посещаемость только увеличивается и, соответственно, данный вид бизнеса приносит владельцам стабильно возрастающую прибыль. Этот вариант предпринимательства имеет особую специфику, поэтому часто возникает закономерный вопрос: «Как открыть оптику с нуля и что для этого требуется?». Чтобы разобраться, необходимо изучить нюансы запуска и ведения бизнеса, понять принцип обеспечения стабильной работы салона.
Описание проекта
Понять принцип данного бизнеса можно на примере магазина, расположенного в населенном пункте с численностью проживающих от 200 000 человек. Салон, располагающийся на площади 50-70 кв м:
- Оказывает медицинские услуги на платной основе по подбору средств коррекции зрения и иных сопутствующих товаров;
- Занимается розничной реализацией указанной выше продукции.
В ассортимент салона включают средства для контактной (линзы) и бесконтактной (очки) коррекции, цветные линзы, аксессуары, средства для ухода и солнцезащитные очки. Для увеличения клиентопотока и расширения ассортиментного ряда, советуем заключать договора с несколькими поставщиками.
Преимущества и актуальность
К преимуществам бизнеса относятся:
- Высокие наценки на товар — от 300%;
- Низкие финансовые риски — вне зависимости от финансового положения в стране, люди не отказываются от приобретения необходимых для нормальной жизни вещей;
- Низкая стоимость аренды — для салона не нужны огромные площади, продукцию можно разместить очень компактно, что существенно экономит бюджет при запуске проекта.
Актуален ли бизнес по продаже очков и линз? В соответствии с проведенным анализом рынка, ответ на поставленный вопрос положителен — отмечается стабильный рост спроса на предлагаемые товары и услуги, люди предпочитают приобретать очки, линзы и прочую сопутствующую продукцию в сертифицированных специализированных местах.
Стоит отметить, что на рынке достаточно много крупных сетей оптики, конкурировать с которыми довольно сложно. Такая ситуация касается в основном крупных городов, где их число достигает 40-50% от общего количества салонов. В небольших населенных пунктах открыть и развить салон намного проще.
Оформление бизнеса
Для юридического оформления бизнеса следует пройти стандартные процедуры, получить разрешения контролирующих органов, пройти лицензирование и сертификацию.
Когда все документы будут сданы в регистрирующие органы, можно приступать к выбору помещения, проведению ремонтных работ, закупке оснащения и решению прочих производственно-организационных вопросов.
Маркетинговый план
Работу салона стоит организовать в 12-часовом режиме — с 9-00 до 21 часа. Это позволит охватить максимально большой круг потенциальной клиентуры — и пенсионеров, и работающую часть населения. Также следует выделить отдельную комнату для приема офтальмолога-оптометриста, запись к которому осуществляется на сайте или посредством телефонных переговоров.
Данный бизнес нуждается и в продвижении, для этого:
- Создают сайт и группы в социальных сетях.
- Дают объявления в СМИ.
- Распространяют флаеры, визитки, буклеты.
Важно разработать и программу лояльности — это привлекает покупателей. Так, можно:
- выдавать скидочные карты при определенной сумме покупки;
- обеспечивать бесплатную консультацию доктора при заказе оптики в этом салоне;
- проводить акции «2 по цене 1», «аксессуар в подарок» и прочие.
Производственный план
Чтобы организовать достаточный клиентопоток, надо правильно выбрать помещение:
- его площадь — от 60 кв. м.;
- оно располагается на первой линии домов, неподалеку от остановок, крупных магазинов, медицинских учреждений и аптек;
- поблизости нет конкурентов.
Также следует провести ремонтные работы, оборудовать помещение для приема пациентов — это потребует затрат в размере 900 000 тенге.
Приобретение оборудования
Оснащение помещения торговым оборудованием обойдется предпринимателю в 9 000 000 тенге. Этой суммы хватит на приобретение:
- мебели (кресел, столов, стульев);
- панели со встроенным источником света, размещаемой на стене;
- столов;
- стоек для размещения очков;
- светового оборудования;
- витрин;
- кассового оборудования;
- компьютера;
- зеркал (минимум 3);
- авторефкератомера;
- автоматического диоптиметра;
- офтальмологического инструмента и оборудования;
- проектора знаков и прочих необходимых вещей.
Наем персонала
Для обеспечения работы салона нанимают:
- Продавцов — в их обязанности входит консультирование клиентов и работа с кассовым аппаратом. Работать продавцы будут попарно, по графику 2/2. В начале деятельности, когда клиентов не слишком много, достаточно найма 4 продавцов, далее, если возникнет необходимость, штат можно расширить.
- Старшего продавца.
- Уборщицу — в осенне-весенние периоды данная штатная единица может присутствовать в салоне полный рабочий день. А в летний период может приходить на часы.
- Оптика-оптометриста. График работы специалиста будет зависеть от количества поданных на консультацию заявок. Его заработная плата складывается из полученных за консультации денег и процента от проданных по его рекомендации товаров для коррекции зрения.
При подборе персонала оценивают кандидатов по наличию образования и квалификации, внешней опрятности, умению поддерживать разговор и доходчиво объяснять особенности предлагаемого товара. Также продавцы должны уметь сглаживать конфликтные ситуации, работать с жалобами, не иметь вредных привычек.
Руководителем салона может выступать сам владелец. В его обязанности входит проведение административной работы, закупка товара, контроль качества обслуживания клиентов.
Ежемесячный фонд заработной платы для указанного количества наемных работников составит порядка 1 200 000 тенге. В эту суммы включена как сама заработная плата, так и налоговые отчисления. По мере развития бизнеса можно к основному заработку сотрудников добавить процент от продаж.
Организационный план
Средний срок реализации проекта по открытию салона оптики составляет 3-4 месяца. За это время:
- Подготавливается разрешительная и прочая юридическая документация.
- Осуществляется аренда, ремонт и оснащение помещения.
- Происходит наем и оформление персонала.
- Осуществляется приобретение товара.
- Проводится рекламная компания.
У каждого сотрудника должны быть строго определены обязанности, которые прописывают в должностной инструкции. В числе обязанностей руководства — обеспечение своевременных поставок, бухгалтерский учет, наем и увольнение персонала, решение организационных, маркетинговых и прочих вопросов. Врач должен проводить исследования зрительных органов и выявлять отклонения, подбирать соответствующие средства коррекции и рекомендовать подходящие для них средства ухода.
Продавцы-консультанты должны продают оптику и сопутствующие товары, работают с кассовым аппаратом и терминалом для безналичной оплаты, принимают заявки на ремонт оптики и организовывать взаимодействие с покупателями по средством консультаций.
Финансовый план проекта
Чтобы открыть магазин «Оптика» специализирующийся на розничной реализации средств коррекции зрения и предоставляющий услуги медработника, потребуется начальный капитал в размере 17 000 000 тенге. Структура вложения инвестиций:
- Проведение ремонта в помещении — 575 000.
- Закупка и установка торгового, медицинского оборудования, монтаж рекламных конструкций — 8 700 000.
- Получение разрешительной документации на осуществление деятельности — 500 000.
- Создание сайта, групп в социальных сетях, их раскрутка — 300 000.
- Приобретение товара — 2 301 000.
- Оплата арендных платежей, коммунальных услуг, заработная плата сотрудникам — 2 850 000.
- Затраты на непредвиденные нужды — 1 150 000.
Эффективность бизнес-проекта
Рентабельность магазина по продаже оптики и сопутствующих товаров составляет 15-20%. При грамотной организации бизнеса ежемесячная прибыль будет составлять не менее 2 186 000 тенге. Соответственно, окупаемость бизнеса составит 1-1,5 года.
Чтобы бизнес приносил достаточную прибыль, надо:
- выбрать проходимое место для открытия салона;
- организовать широкую пиар-акцию;
- предоставить покупателям возможность выбора из широкого товарного ассортимента;
- разработать и воплотить программу лояльности.
Эти действия позволят привлечь максимальное количество клиентов, что положительно отразится на размере прибыли. В первые месяцы работы салона прибыль будет составлять порядка 300-500 тысяч тенге, ее рост начнется с 4-6 месяца после открытия, когда покупатели привыкнут к салону и узнают о нем.
Возможные сложности и степень риска
Риски при открытии салона оптики минимальны благодаря:
- постоянной потребности населения в приобретении товаров для коррекции зрения;
- широте ассортимента, в который помимо основных видов товаров входят сопутствующие, солнцезащитные очки, средства для ухода.
Максимальную прибыль приносят салоны, ориентированные на широкий круг потребителей. Доходность обеспечивается высокой проходимостью и наценками на ассортимент в размере 300 и более процентов.
К важным рискам относятся:
- Снижение спроса на товар. Эта проблема нивелируется расширением ассортимента, мотивацией сотрудников (для этого вводится сдельная оплата труда), изучением потребительского спроса и проведением различных акций и распродаж.
- Застой товара. Для его реализации используют базовые приемы мерчендайзинга, проводят акции, где неходовой товар преподносится как подарок при покупке на установленную сумму или реализуется со скидкой.
- Высокая конкуренция. Для привлечения клиентов и стимуляции продаж в условиях высокой конкуренции требуется проведение работы по повышению ориентированности на спрос, уровня предоставления услуг и пересмотру политики ценообразования.
Неприятным моментом может стать задержка открытия салона оптики. Чтобы избежать возникновения проблемы, следует внимательно отнестись к сбору разрешительной и прочей документации или обратиться в специализированную фирму, которая проведет сбор и оформление бумаг в строго установленные сроки. При запуске проекта необходим запас денежных средств, предназначенный для незапланированных и не отраженных в бизнес-плане трат, которые могут возникнуть на любом этапе.
Салон оптики — приносящий прибыль и выгодный бизнес, которому не страшен кризис и спад потребительского спроса. Такой проект подходит для людей с медицинским образованием и опытом предпринимательства.