В настоящее время законопроект о банкротстве активно обсуждают. Чиновники из комитета государственных доходов предлагают внести в него некоторые изменения. Новшествами недовольны в нацпалате «Атамекен».

Что нового?

Залоговый кредитор, который принял предмет залога, не должен предъявлять какие-либо претензии в будущем к обанкротившемуся предприятию, считают чиновники. Таким образом будет реализовываться понятие «ключ на ключ».


В государстве хотят по-новому классифицировать финансовую устойчивость предприятия. По их мнению, это позволит решить предпринимателям реанимировать предприятие или все же признать банкротом. В основе решения будут лежать определенные формулы, учитывающие насколько рентабельно предприятие, его текущая ликвидность, а также финансовая зависимость. В мировой практике такой подход активно применяется.


Очередное нововведение — отменить состав преступления за ложное или преднамеренное банкротство. Предполагается объединить этот пункт с другой статьей и более конкретно описать состав преступления, чтобы недобросовестным предпринимателям было сложнее уходить от правосудия.

Ответ сомневающихся

В нацпалате «Атамекен» с сомнениями отнеслись к нововведениям. В Уголовном кодексе уже есть две статьи, предполагающие наказание за неправомерные действия при реабилитации и банкротстве, а также при причинении ущерба при отсутствии признаков хищения. Они фактически повторяют новые поправки. И в будущем все это возможно вызовет путаницу.


Смущает представителей нацпалаты и определение несостоятельности компаний. На сегодняшний день суд устанавливает, может ли должник погасить свои денежные обязательства перед кредиторами, выплатить задолженность по зарплате, погасить налоговую задолженность. По новому закону, судебным органам будет достаточно узнать превышают ли обязательства должника размеры его активов. К примеру, если у предприятия есть большой кредит, то у него уже активы и пассивы сильно различаются, но это не значит, что он банкрот.


Вызывает нарекания и такой термин как «субсидиарная ответственность». В Гражданском кодексе говорится, что если ответственные лица специально обанкротили предприятие, то они несут субсидиарную ответственность перед теми, кому они причинили ущерб. В новом прочтении ответственность наступает уже после объявления компании банкротом. Как привлекать к ответственности предприятие, которого уже нет, непонятно.


Законопроект будет еще дорабатываться и только после этого поступит в мажилис для обсуждения.