Ситуация на рынке труда в меняется стремительно. Всё больше людей не желают ежедневно ходить в офис и получать фиксированный оклад. Фриланс и самозанятость – привлекательная альтернатива работе «от звонка до звонка».

Кому нужны коворкинги

Зарабатывать удаленно могут представители следующих профессий:

  • дизайнеры,
  • фотографы,
  • копирайтеры,
  • специалисты IT,
  • коучи,
  • юристы,
  • писатели,
  • репетиторы,
  • предприниматели,
  • представители творческих направлений.

Как открыть коворкинг. Бизнес-план

Резюме проекта

Цель проекта – открытие центра, в котором будут предоставляться коворкинг-услуги для фрилансеров и самозанятого населения.

Описание отрасли

По данным кадровых агентств, более 60% соискателей стремятся к удаленной работе, и это число постоянно растет. Жители мегаполисов не желают тратить полжизни на транспортные пробки, а жители небольших городов и населенных пунктов находят привлекательной идею получать за работу «столичную» оплату.

Удаленно работающие сталкиваются с проблемой рабочего пространства.

Многим регулярно требуется помещение для общения с клиентами, некоторым – помещения для семинаров, тренингов, презентаций и встреч.


И абсолютно все нуждаются в удобной территории для продуктивной работы. Даже если род деятельности позволяет работать, не выходя из дома, отдельное рабочее место предпочтительнее. В домашней обстановке сложно сосредоточиться на рабочих задачах, отвлечься от бытовых проблем и «надрессировать» членов семьи не дёргать фрилансера по пустякам.


Крупные компании также стремятся переводить на удаленную работу часть персонала, чтобы экономить на рабочих помещениях.

Как отклик на меняющиеся условия рынка труда, появляются коворкинги – территории для совместно работающих людей (от английского co-working – «со-работающие»). Первый из них появился в США в 2005 году, и идея сразу стала популярной. Сейчас такие центры существуют во многих странах и городах: к примеру, в России их количество перевалило за три сотни, причем 30% учреждений сосредоточено в столице. Учитывая стабильный рост интереса к удаленной работе, количество коворкингов будет расти.

Ниша пока достаточно свободна, и открытие коворкинг-центра имеет хорошие перспективы.


Недостаток бизнеса в этой области – ощутимые инвестиции на начальном этапе. Необходимо арендовать и отремонтировать просторное помещение, запланировать текущие расходы и зарплатный фонд. Окупается такой бизнес через 1,5-2 года.


 

Описание услуг

Коворкинг-центр – это, по сути, клуб, который объединяет людей, работающих удаленно. Помещение разделено на рабочие места посетителей, зону отдыха, залы для встреч, семинаров, выставок.

Каждый посетитель может арендовать оборудованное рабочее место на день или на более длительный срок; возможна аренда шкафчика для вещей.

Преимущества:

  • Экономия на аренде и оборудовании офиса.
  • Бесплатный wi-fi, кофе, исправная оргтехника, уборка помещения – обо всём этом уже позаботились! Можно сесть и работать.
  • Многофункциональность: можно использовать коворкинг для работы или деловых встреч; арендовать место на один день или на месяц.
  • Помещения для проведения семинаров, тренингов, выставок, презентаций, конференций.
  • Деловая обстановка дисциплинирует.
  • Удачное место для полезных знакомств.

Недостатки:

  • Открытая планировка, которая не позволяет уединиться для работы. Шум, разговоры, звонки могут раздражать.
  • Необходимость оплаты рабочего места.

Разновидности коворкинг-центров

Подобные учреждения делятся на две основные группы: центры широкого профиля или ограниченной тематики. Например, коворкинг может объединять людей творческих профессий или предпринимателей, представителей IT-профессий или рукодельников. В зависимости от специализации, может отличаться организация помещений.


 

Маркетинг

Целевая аудитория коворкингов разнообразна:

  • фрилансеры;
  • самозанятые граждане;
  • предприниматели;
  • студенты;
  • люди, которые посещают тренинги, семинары, выставки.

В связи с тем, что коворкинги – новое явление, о них знают недостаточно. Требуется донести до широких групп населения информацию об этой форме организации.

Методы продвижения:

  • Реклама в Интернете. Поскольку в коворкингах работают люди, которые много времени проводят в Сети, размещайте рекламу в социальных сетях и создайте сайт коворкинга.
  • Реклама в местных СМИ.
  • Рекламные мероприятия: выставки, презентации.
  • Печатная реклама. Распространяйте в деловых и торговых центрах, на бизнес-тренингах, выставках.

В работе коворкинга возможны сезонные низкие периоды, которые связаны с отпусками, летним отдыхом или праздниками. Чтобы не снижать доход, в такие периоды рассмотрите альтернативные стратегии получения прибыли:

  • Продумайте программу лояльности: сниженные цены на аренду, продажу абонементов по привлекательной цене, скидки, дополнительные услуги за ту же плату.
  • Используйте помещения коворкинга для проведения праздников, вечеринок и тематических встреч.
  • Во время каникул привлекайте школьников и студентов скидками.
  • Сдавайте в аренду помещения для летних лагерей дневного пребывания, курсов и мастер-классов для школьников и студентов.
  • Организуйте выставку или презентацию.

Расчет планируемых доходов

Стоимость разового посещения коворкинга – 2000-2900 тенге. Стоимость абонемента на месяц – 30-80 тысяч тенге. Аренда зала – 30-60 тысяч тенге. При посещаемости 20 человек в день, продаже 10 абонементов на месяц и 20 мероприятиях в арендованных залах получаем средний доход 2,5-3 миллиона тенге в месяц.


 

План организации коворкинга

Выбор места

Помещение под коворкинг должно располагаться в одном из центральных районов города. Необходимо здание с просторной парковкой и транспортной доступностью. Дополнительный плюс – красивый вид из окон, хотя, если такового нет, можно обыграть этот момент правильным дизайном помещения. Подходят бизнес-центры, торговые центры и даже помещения на нижних этажах жилых домов.

Помещение должно быть просторным. Чем больше посетителей вмещает коворкинг, тем больше потенциальный доход. Поэтому 100 квадратных метров – это минимум. Для учреждения средних размеров подойдет площадь 150-200 квадратных метров.


Необходимо помещение с большим количеством окон. Иногда недорого сдаются подвальные и полуподвальные помещения с малым количеством окон или вовсе без них. Не думайте, что яркое освещение и приточная вентиляция поправят дело: в помещении без окон посетители будут чувствовать себя рабами и вряд ли захотят долго находиться в угнетающей атмосфере. Большие окна помогут экономить на электричестве за счет естественного освещения.


Привлекательны помещения на верхних этажах высотных зданий. В этом случае в здании должны быть исправные лифты.

Ремонт и оформление помещения

Посетители будут приходить в коворкинг за комфортом и приятной, располагающей к работе обстановкой. Поэтому дизайн помещения играет не последнюю роль.


Современный дизайн деловых помещений допускает лаконичность и даже аскетизм, поэтому на оформлении помещения можно сэкономить. Выбирайте светлые нейтральные тона, много воздуха и света, избегайте агрессивных и навязчивых оттенков, принтов и активных текстур. Позаботьтесь о правильном зонировании помещений.


Удобная мебель для работы и отдыха, офисное оборудование, кухонная мебель и техника, оформление окон и придающие уют мелочи завершают оформление пространства.


 

Подбор персонала

Для функционирования коворкинга необходимы два администратора, которые будут работать посменно. Желательно нанимать девушек, так как они вызывают больше доверия у посетителей.

Обязанности администратора:

  • встреча посетителей, продажа абонементов и приём оплаты;
  • знакомство новых посетителей с услугами и возможностями центра;
  • предоставление информации о скидках, акциях, мероприятиях;
  • контроль порядка в помещении, исправности техники и наличия расходных материалов;
  • ведение аккаунтов в социальных сетях.

Помимо администраторов нужны: уборщицы, бухгалтер, программист. Рассмотрите возможность привлекать бухгалтера и программиста на неполный день или по договору.

Финансовый план

Начальные вложения складываются из:

  • стоимости аренды помещения,
  • ремонта,
  • стоимости техники, мебели и оборудования,
  • стоимости расходных материалов,
  • рекламного бюджета,
  • зарплатного фонда.

Если ремонт и закупка мебели и техники – вложения одноразовые, то аренда, зарплата, рекламный бюджет и расходные материалы – траты регулярные. Заложите в расчёты средства для покрытия этих расходов в течение 3-4 первых месяцев работы центра.

Стоимость аренды коммерческого помещения около 600 тысяч тенге в месяц.


Дизайн-проект и ремонт помещения обойдутся примерно в 3 миллиона тенге.


Расходы на мебель и технику варьируются. Чем более полной будет комплектация центра, тем охотнее его будут посещать. Но стремление создать комфортный коворкинг должно сочетаться с разумной экономией. Достаточно заложить 2,5-3 миллиона тенге на эти расходы.

  • Рекламная компания потребует вложения порядка 400 тысяч тенге.
  • Регистрация бизнеса и подготовка документов – 90 тысяч тенге.
  • Расходные материалы (бумага и чернила для принтеров, вода, напитки, туалетная бумага и моющие средства) потребуют еще около 400 тысяч тенге в месяц.
  • На коммунальные платежи (электричество, вода, Интернет) заложите еще 60 тысяч тенге.
  • Амортизационные отчисления на мебель и технику составят около 40 тысяч тенге.

Зарплатный фонд:

  • директор – 120 тысяч тенге;
  • администраторы (двое) – 300 тысяч тенге;
  • уборщица – 60 тысяч тенге;
  • социальные отчисления – 140 тысяч тенге.

Итого минимум 620 тысяч тенге.

Ремонт, оформление и обстановка центра потребует вложения около 6 миллионов тенге.

Ежемесячные расходы составят примерно 2,1 миллиона тенге.

Следовательно, на начальном этапе необходима сумма порядка 12 миллионов тенге.

Учитывая рассчитанный ежемесячный доход 2,5-3 миллиона тенге можно прогнозировать окупаемость бизнеса через 1,5-2 года.

 

Потенциальные риски

Возможны два типа рисков: внешние и внутренние.

Внешние риски и стратегии борьбы с ними:

  • Конкуренция. Используйте маркетинговые «фишки»: снижение цен, предоставление дополнительных услуг, интересные мероприятия, активное рекламное продвижение.
  • Повышение стоимости аренды и расходных материалов. Продумайте выбор партнёров и составьте договоры с ними, зафиксировав все условия.

Внутренние риски и стратегии борьбы с ними:

  • Низкая посещаемость. Продумайте маркетинговую политику и рекламные акции.
  • Низкое качество услуг. Тщательно выбирайте персонал и контролируйте его работу.
  • Сезонные спады посещаемости. Организуйте альтернативные способы получения дохода.
  • Конфликты среди посетителей центра. На этапе дизайн-проекта продумайте изоляцию рабочих мест. Создайте кодекс центра и ознакомьте с ним посетителей.

Коворкинги – перспективное направление для бизнеса. Открытие коворкинг-центра – мероприятие масштабное и недешёвое, но потенциально перспективное при грамотном подходе.