Бизнес-план — первый шаг для создания своего предприятия. Так, начинающий предприниматель будет четко видеть свои цели, рассчитывать риски и т.д. 

Для чего нужен бизнес-план

Например, вы хотите создать собственную компанию, и строить дома из бруса. Но вы знаете только контактный номер знакомого человека, занимавшегося подобным делом и новость о том, что вывоз необработанного леса из страны могут ограничить в ближайшее время.


 


На этом этапе вам и понадобится бизнес-план, чтобы глубже рассматривать свой бизнес и его аспекты. Учитывать нужно:

  1. Полную информацию о продукте, рынке и конкурентах;
  2. Наработать свою клиентскую базу, контакты поставщиков;
  3. Перспективы при выходе на рынок;
  4. Тестовый запуск бизнеса.

Давайте разбираться, что же такое бизнес-план в 2019 году и для чего он используется

Главная цель этого документа — привлечение финансирования под конкретный проект. Финансовые ресурсы распределяются для масштабирования дела, или запуска новых продуктов и услуг.


Создавать бизнес-план в Казахстане можно тогда, когда предприятие уже функционирует. Владелец должен понимать, что компании необходима структура. Ведь при попытке развить и масштабировать собственное дело, можно столкнуться с разными проблемами.


Для формирования структуры потребуется:

  1. Создать собственное торговое предложение и подробно его описать, чтобы продукт не затерялся на фоне других конкурирующих товаров;
  2. Описать иерархию и бизнес-процессы компании, уделив внимание исполнительному блоку;
  3. Создать два отдела, которые будут осуществлять продажи и маркетинг, а также продумать модель, по которой будут привлекаться лиды (потенциальные клиенты), и будет обрабатываться информация.

Как оформить бизнес-план

В Казахстане нет закона по оформлению и содержанию бизнес-плана. Он может содержать расчеты, модели и описательную часть самого продукта, учитываются условия, которые потребуется выполнить в каждом конкретном случае.

  • Если нет четких рамок, то проект оформляется по международным стандартам, таким как TACIS, ЕБРР и UNIDO;
  • Если требуется заключение банков, — проект составляется с учетом их стандартов;
  • Требования к оформлению есть у государственных корпораций;
  • Частные инвесторы могут не вчитываться в документ, и не станут разбираться с каждой деталью, особенно если бизнес-план содержит много лишних данных.

Помните — бизнес-план возьмут в руки те, кто уже располагает основной информацией. Эти люди изначально понимают, сколько и куда им нужно будет вкладывать. Для таких случаев лучше подойдет краткий документ, содержащий финансовую модель.


 

Пункты, которые должен содержать бизнес-план:

1. Вступление;
2. Общее описание проекта;
3. Стратегия для бизнеса;
4. Рыночный анализ и стратегия для маркетинга;
5. Производственная часть и осуществление эксплуатации:
- План по развитию,
- Закупка оборудования,
- Производственный план и расчеты по выпускаемой продукции,
- Факторы, которые возникнут в ходе производства.
6. План по эксплуатации и производству:
- Факторы, которые будут учтены при реализации,
- Систематизированный контроль качества.
7. Система по управлению и принятию решений;
8. Модель по финансам:
- Прогноз и его период,
- Возникшие до составления финансовой отчетности допущения,
- Отчетность по финансам,
- Отчет по балансу,
- Себестоимость продукции,
- Отчёт о движении денежных средств.
9. Риск:
- Финансовый (чувствительность и безубыточность),
- Технический.

Чем можно заменить классический бизнес-план

Если инвестиции в проект не превышают ста миллионов тенге, стоит подумать над созданием финансовой модели, как упрощенный вариант бизнес-плана. Финансовая модель представляет из себя отчет, в котором показано движение денежных средств проекта.


Перед созданием финансовой модели, прежде всего, определяется конкретный период для прогноза. Финансовые аналитики часто предлагают рассматривать длительный временной период. Но если учитывать изменчивую экономическую ситуацию, средние показатели уровня жизни, то лучше брать за основу короткие отрезки. Тогда, рекомендуем составлять прогноз на один год.


Далее, показатели по трафику, среднему чеку и выручке сравниваются со средними показателями по рынку. Потребуется учитывать такие факторы как срок оборота дебиторской задолженности и сезонность направления. Когда продукт только в стадии планирования, не стоит пытаться сравняться с показателям именитых брендов. Если, например, Magnum, примет решение открыть новую точку за пределами города, то для этого будет создана необходимая инфраструктура. Но этого не произойдет с незнакомым брендом. Кроме того, в самом начале лучше на 20% понизить прогноз по доходам.


Что касается операционных расходов, то здесь затраты увеличиваются в полтора раза, а инвестиционные расходы возрастают вдвое. При прогнозировании затратной части также учитываются средние рыночные показатели. Сюда будут относится такие пункты, как ставки по аренде, фонд по оплате труда и затраты на сырье.


Еще одна ошибка — считать сверхприбыль продаж, опираясь на спрос только в «высокий» сезон.


Ну и конечно, если сравнивать бизнес-план и финансовую модель, то преимуществом последней будет скорость составления. Поэтому до того, как решитесь на бизнес-план, рассмотрите этот вариант. Вероятно, что финансовая модель больше подойдет для проекта, и станет нужным решением.