Составление бизнес-плана в Казахстане — затратно по деньгам и по времени. Начинающий предприниматель для начала должен определить: что именно вы хотите создавать, какова конкуренция в данном секторе. Желательно также пообщаться с потенциальными клиентами, выяснить будет ли им интересен ваш товар или услуга. А также попытаться запустить бизнес в небольшом формате, чтобы понять, как вообще он будет работать и стоит ли вкладывать в него деньги.


Пример из практики. Один бизнесмен хотел открыть придорожное кафе. У него была земля, где он планировал расположить заведение общепита. Но, в процессе создания бизнес-модели, оказалось, что предприятия не принесет прибыли. Поскольку своих средств на реализацию задуманного нет, а банковский процент просто грабительский.

Готовимся к написанию

Главная задача бизнес-плана — привлечь финансовые средства, расширить компанию или начать выпуск новой продукции. Прежде чем приступить к созданию бизнес-плана, нужно разработать структуру самого предприятия. Подробно расписать свое уникальное предложение, конкурентные преимущества. Выяснить, кто и как будет руководить бизнесом, как будут строиться те или иные отделы. Сформировать отдел продаж, выработать маркетинговую стратегию. И только потом гоовить бизнес-план.

Оформление

На законодательном уровне нет каких-либо требований к бизнес-плану. Так что каждый предприниматель сам решает, как он будет выглядеть. Зачастую специалисты ориентируются на то, кто будет читать документ и на основе его изучения выделять деньги. Ориентироваться можно на несколько форматов:

  1. Международные стандарты;
  2. Требования финансовых организаций и банков;
  3. Пожелания государственных структур;
  4. Запросы частных инвестиционных компаний. Данный документ можно сократить, чтобы инвесторы не заскучали во время прочтения.

 

Содержание бизнес-плана

  1. Введение;
  2. Краткое описание;
  3. Общая стратегия бизнеса;
  4. Маркетинг;
  5. Планы развития, в том числе закуп оборудования и планы производства;
  6. Система контроля качества;
  7. Структура управления и приятия решений;
  8. Все о финансах (прогнозы, расчеты, особые комментарии);
  9. Различные риски.

В результате документ получится не маленьким.

Альтернатива

Если предприятие не крупное и не планирует привлекать в качестве инвестиций более 100 млн тенге, то можно вместо бизнес-плана составит финансовую модель. Это мини-план на ближайшие пару лет, в котором детально прописывают все денежные вливания и движения.


Расчёты закладывайте на год-два. В условиях нестабильной финансовой ситуации, делать прогнозы на более длительный период, нецелесообразно. Тем более, что каждый год появляются новые методы привлечения клиентов, а значит прибыль будет меняться.


При планировании среднего чека, прибыли и количества клиентов, которых удастся привлечь, учитывайте усреднённые рыночные данные.


Также надо учитывать рост цен, зарплаты, аренды. И если сейчас вы приобретаете сырье со значительной скидкой, это не значит, что так будет и на следующий год.

Учитывайте сезонность при подсчете доходов. В преддверии 8 марта, хозяйства, занимающиеся выращиванием цветов, получают сверхприбыли. Однако в другое время года потребность в их товаре не так высока и доходы падают. Так что нельзя взять данные прибыльного сезона и верно посчитать средний доход за год.

Вывод

Если у вас нет товара, который вы планируете продавать, то бизнес-план создавать не стоит. Финансовая модель гораздо проще, чем бизнес-план. Не надо детально разбираться во всех аспектах структуры бизнеса. Экономьте время. Подумайте, какая у него главная цель.


Надеемся, наши рекомендации помогут вам легко и быстро начать прибыльный бизнес.